ОБРАЗОВАНИЕ
9:15 / 23 апреля 2020
230

Нехватка общения и другие сложности

Школьники, студенты и их педагоги уже несколько недель занимаются в непривычном для всех дистанционном формате. В соцсетях то тут, то там публикуют гневные посты о том, как сложно организовать дома учебный процесс. Но так ли это на самом деле? Мы пообщались с несколькими ребятами разного возраста, чтобы узнать, как они получают знания дистанционно.

Начнем с дошкольной ступени. Все «прелести» самоизоляции с пятилетней дочерью автор материала познает на себе. Как организован учебный процесс: раз в неделю воспитательница рассылает родителям СМС-ки с заданием по математике. Оно также дублируется в группе ВКонтакте. По желанию родители могут отправлять фото-отчет о выполненных заданиях. В остальном каждый обучает ребенка по мере возможностей. Благо, сейчас в изобилии существуют различные развивающие тетради, игрушки, материалы для прикладного творчества – было бы время и желание.
А вот школьники Котласа оказались в незавидном положении. Выяснилось, что у ребят иногда нет условий для дистанционного обучения, например, компьютера или доступа в Интернет. И даже те, кто снабжен благами современности, сталкиваются с проблемами.
Полина Шехурина – пятиклассница из общеобразовательного лицея № 3. Девочка ответственно подошла к процессу дистанционного обучения: выполняет задания, сама изучает новые темы.
- Задания и домашнюю работу учителя размещают на сайте «Дневник.ру» и в группе класса ВКонтакте. Оценки нам ставят как обычно. Объем заданий незначительно вырос по некоторым предметам, например, по русскому языку, - отмечает Полина.
Однако никаких плюсов дистанционного обучения девочка для себя не выделяет.
- В моей жизни теперь  очень мало живого общения. Я скучаю по друзьям, одноклассникам, учителям.  Хочется поскорее вернуться в школу, - говорит пятиклассница.
Мама Полины, Эльвира Дуничева, разделяет недовольство дочери. По ее словам, девочка теперь большую часть дня проводит, сидя за компьютером и выполняя задания.
-  Я работаю, поэтому в учебный процесс дочки практически не вмешиваюсь – некогда. Она самостоятельно выполняет заданное, разбирает новые темы. Считаю, что когда нет коммуникации «учитель-ученик»,  когда дети не обсуждают материал в классе с преподавателем и друг с другом, качество понимания пройденного будет на очень низком уровне. Я, как родитель, могу попытаться объяснить некоторые непонятные моменты, но я не эксперт и не педагог по образованию.  К тому же, постоянное «сидение» за компьютером и за учебниками негативно сказывается на общем самочувствии и настроении ребенка, - считает Эльвира Владимировна.
Опыт дистанционного обучения для Полины и ее мамы однозначно не оставит положительных воспоминаний об этой весенней изоляции. И большинство школьников и их родителей с этим согласятся. Разделяет эту точку зрения и глава город Андрей Бральнин.
- Мной было дано поручение комитету по образованию наладить контакт учителей с учениками, который в настоящее время потерян. Считаю недостаточным и недопустимым формат работы педагога в виде только отправки и проверки домашнего задания. Думаю, будет более правильно, если учитель будет разъяснять новые темы в формате видео-урока. Когда каждый ребенок сможет увидеть своего преподавателя и при необходимости прослушать запись повторно, - подчеркнул Андрей     Владимирович.
В несколько иной ситуации оказались студенты. О примере более качественного подхода к дистанционному обучению рассказал Глеб Выдрин, коренной котлашанин, а ныне – второкурсник факультета зимних олимпийских видов спорта НГУ им. Лесгафта в Санкт-Петербурге. Юноша, как и множество других студентов, вернулся в родной город, когда объявили о режиме самоизоляции.
- Университет создал отдельный сайт дистанционного обучения. Каждая кафедра по своим предметам выкладывает презентации лекций, задания для семинарских занятий и текущие контроли, либо в виде тестов, либо в формате эссе или ответа на вопрос. Сейчас в расписании лекций нет, только семинары, поэтому видеоконференции проводятся с каждой группой отдельно. Но каждая кафедра самостоятельно выбирает, в каком формате это будет проходить. Кто-то общается с нами в Скайпе, кто-то в Зуме, кто-то в Дискорде (программы для проведения видео-конференций. – Прим. ред.), а кто-то - только на сайте дистанционного обучения, потому что там есть возможность создать чат группы. Выполненные задания мы прикрепляем к семинарскому занятию в виде текстового документа, либо PDF-файла с презентацией. Преподаватель проверяет, оценивает и оставляет комментарии по работе, - объясняет Глеб.
Он также отмечает, что объем изучаемого материала практически не поменялся. В день будущий тренер тратит на выполнение заданий несколько часов.
- В качестве «плюсов» дистанционного обучения могу выделить возможность пересматривать лекции преподавателей сколько угодно раз, проведение семинаров в комфортных домашних условиях. Минусы - отсутствие живого общения, как с одногруппниками, так и с преподавателями, и возможные сложности со сдачей зачетов и экзаменов. Из-за отсутствия коммуникации страдает и качество преподаваемого материала, - утверждает Глеб.
Как итог, можно отметить следующее. Наша система образования, в частности, и в Котласе оказалась не готовой к переходу в цифровой формат. Положительных моментов ни ученики, ни их родители практически не отмечают, учителя зачастую сами не имеют возможности полноценно объяснять материал, потому что между общением с живой аудиторией и «работой на камеру» - большая разница. Так или иначе, сейчас главное – оставаться здоровыми. И подготовиться к тому, что темы, изучение которых пришлось на период самоизоляции, придется повторить еще раз, но уже в очном формате.

Ольга СЧАСТЛИВЦЕВА.
Фото автора.
Грант
БДД
Предложите новость
CAPTCHA
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.