БЕЗОПАСНОСТЬ
13:28 / 06 февраля 2020
340

Мошенники продолжают красть деньги с карт котлашан

С развитием современных технологий многие последователи идей Остапа Бендера переместились в телефонное и интернет-пространство.

Возник парадокс: компьютерная грамотность населения в целом повышается, однако пропорционально ей растет и количество преступлений, связанных с выводом денег с банковских счетов благодаря современным технологиям, которые активно осваивают мошенники. Сегодня мы разберемся, почему так происходит, сложно ли раскрыть виртуальную кражу и как обезопасить себя и своих близких от мошенников.
Говоря сухим языком цифр и статистики, с 2014 по 2019 гг. в Архангельской области объем подобных преступлений вырос с 6,2 % до 20,9 % и составил около 4 000. Если рассматривать Котлас, то уже с начала 2020 года в ОМВД России «Котласский» зарегистрировали порядка 50 случаев краж с использованием телефонных и интернет-ресурсов. Сотрудники отдела принимают заявления от пострадавших ежедневно.

Мы побеседовали с заместителем начальника отдела уголовного розыска Вячеславом КИНДТОМ. Он рассказал о наиболее популярных способах мошенничества и как им противостоять.

ЗНАТЬ ВРАГА В ЛИЦО
Одно из наиболее распространенных способов телефонного мошенничества – когда людям звонят с неизвестного номера, представляются сотрудником службы безопасности банка и говорят, что у гражданина идет списание средств с банковского счета и для блокировки этого необходимо срочно предоставить им номер карты и код, высылаемый в СМС. Человек переживает за свои деньги и озвучивает всю необходимую информацию, после чего со счетов списываются деньги. Такие факты мошенничества регулярно происходят и в Котласе.
- На прошлой неделе был случай, когда «сотрудник банка» сказал потерпевшему о списании средств и потребовал установить мобильное приложение, после чего передать обозначенные там цифры. Выполнив требуемое, котлашанин все же заподозрил неладное, позвонил на «горячую линию» банка, где ему сообщили, что на его имя был оформлен кредит, - говорит Вячеслав Викторович.
Также на днях произошел случай мошенничества, которое уже давно не регистрировалось в Котласе. С неизвестного номера звонит мужчина, представляется сотрудником правоохранительных органов и сообщает, что ребенок/внук потерпевшего попал в ДТП и необходимо срочно перевести определенную сумму денег, чтобы «не заводить уголовное дело».
- 4 февраля злоумышленник провел шесть попыток обмана граждан по телефону с целью наживы. Пять котлашан проявили бдительность и не отреагировали на провокацию, однако шестой поверил мошеннику и ночью через банкомат перевел ему более 30 000 рублей, - рассказывает Вячеслав Викторович.
Еще один распространенный вид мошенничества – в социальных сетях. Злоумышленник выбирает человека, взламывает его аккаунт или создает клон страницы ВКонтакте и пишет друзьям и родственникам с просьбой срочно занять денег.
- В таких случаях обязательно нужно сразу перезвонить владельцу страницы и сообщить ему о подозрительных сообщениях. Почти в ста процентах случаев от имени человека пишет мошенник, - поясняет Вячеслав Киндт.

МОЖНО ЛИ ВЫЧИСЛИТЬ МОШЕННИКА?    
Сотрудники правоохранительных органов очень «не любят» подобные случаи краж, совершаемых по телефону или через Интернет. Дело в том, что раскрыть такие преступления и обнаружить злоумышленника – задача практически невыполнимая.
- Основная причина низкой раскрываемости – лица, которые совершают такие преступления, обычно находятся не в нашей области. Когда мы пытаемся установить, откуда звонил мошенник, чаще всего это Сибирь и южные регионы страны. Проводить оперативные мероприятия «удаленно» - очень сложный и длительный процесс, который, как правило, ни к чему не приводит, - объясняет Вячеслав Викторович.
Кстати, на уловки виртуальных мошенников в основном попадаются не доверчивые бабушки, как это было раньше, а люди среднего возраста, 30-50 лет.

КАК СБЕРЕЧЬ СВОИ СРЕДСТВА?
С 3 по 7 февраля на территории Котласа и района сотрудники ОМВД проводят операцию «Стоп-мошенник!», в рамках которой идет максимальное оповещение людей, доведение информации о способах совершения мошеннических действий, как вести себя в различных ситуациях. Буклеты и памятки о том, как защититься от мошенников, сотрудники ОМВД «Котласский» размещают во многих социальных учреждениях: поликлиниках, Пенсионном фонде, МФЦ, отделениях соцзащиты, торговых центрах, аптеках, управляющих компаниях. Также напоминания о правилах поведения публикуются в социальных сетях и СМИ.
Ниже мы выделим ряд пунктов, которые помогут вам и вашим близким распознать мошенника.
1.    Всегда сохраняйте спокойствие, не впадайте в панику!
2.    Никому и ни при каких обстоятельствах не называйте свои персональные данные: номер и срок действия банковской карты, CVC-код, серию и номер паспорта и т.д.! Если вас об этом спрашивают, то это обязательно мошенники.
3.    Если вы получили СМС о том, что ваша банковская карта заблокирована, – не отправляйте ответных СМС и не перезванивайте! Сообщите об этом по телефону «горячей линии» вашего банка.
4.    Сотрудники службы безопасности банка никогда не звонят держателям карт! У них другой функционал. Кроме того, отслеживать в онлайн-режиме операции списания средств с карт у всех жителей страны технически невозможно.
5.    Ни один сотрудник правоохранительных органов не станет звонить и требовать перевести кому-либо денежные средства!
6.    Если вам в социальной сети написал знакомый или родственник с просьбой одолжить денег, срочно перезвоните ему или кому-то, кто может с ним связаться!
Это лишь некоторые виды мошенничества, с которыми вы можете столкнуться. В любом случае главное – это сохранять спокойствие, не поддаваться на провокации, не озвучивать никаких личных данных. Если вы все же стали жертвой мошенника, вы можете обратиться в отдел МВД России «Котласский».

Алиса ВЫДРИНА.
Грант
БДД
Предложите новость
CAPTCHA
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.