Арктика
9:28 / 04 мая 2024

Ускоренное развитие Севморпути обеспечит экономический рост арктических регионов

За последнее десятилетие Северный морской путь (СМП) уже стал ключевым транспортным коридором для экспорта на мировые рынки нефти, сжиженного природного газа, минеральных удобрений, металлов и другой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Грузопоток по СМП вырос с четырех миллионов тонн в 2014 году до 34 миллионов тонн в 2022-м и в пять раз превысил рекорд советского времени. С учетом северного завоза, транзитных потоков и прочих грузов стоит задача к 2026 году обеспечить провозную способность СМП на уровне 100 миллионов тонн и 200 миллионов тонн – к 2030 году. План развития Севморпути позволит создать всю необходимую инфраструктуру, чтобы вывезти эти грузы.

– По поручению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Правительство утвердило план развития Северного морского пути, – рассказал полпред Дальневосточного федерального округа Юрий Трутнев в интервью «АиФ-Дальинформ». – В нем заложено много мероприятий: развитие спутниковой связи, строительство ледоколов, обновление грузового флота, модернизация баз МЧС, создание вертолетных площадок. Инфраструктура развивается и будет развиваться дальше. Объем перевозок по Северному морскому пути ежегодно растет. Мы будем использовать Севморпуть в интересах Российской Федерации и тех стран, которые желают с нами сотрудничать.

Правительство России в июле расширило параметры программы субсидирования перевозок по Севморпути, что также позволит нарастить грузопоток. Участники программы теперь могут использовать на своих маршрутах порты Архангельск и Находка. Это сделает перевозку грузов более выгодной и востребованной для грузоотправителей. Кроме того, участники программы теперь могут привлекать к перевозкам суда по договору фрахта.

В частности, для Поморья Севморпуть имеет особое значение – он может стать транспортным коридором для выхода на лесопромышленные азиатские рынки. Эту тему губернатор Архангельской области Александр Цыбульский неоднократно поднимал на различных форумах и дискуссионных площадках, в которых также принимали участие представители Правительства РФ.

– С учетом предоставляемой господдержки на транспортировку продукции лесопромышленного комплекса через морские порты Северо-Запада порт Архангельск в ближайшие годы имеет все шансы стать одним из ключевых центров перевалки грузов для действующих и перспективных арктических проектов. Его позиции значительно укрепляются в транспортной системе Северного морского пути, в том числе в силу новых геополитических и экономических условий, изменивших логистические цепочки движения и доставки грузов, – подчеркнул Александр Цыбульский.

Помимо развития портовой инфраструктуры, Юрий Трутнев в интервью «АиФ-Дальинформ» рассказал о скором запуске арктической ипотеки по ставке 2% годовых. Возможность внедрения в арктических регионах этого льготного механизма по аналогии с дальневосточной ипотекой правительство Архангельской области прорабатывало совместно с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики с апреля этого года, заручившись поддержкой полпреда во время его визита в регион.

– Я благодарен Президенту за то, что он подержал предложение о распространении дальневосточного механизма льготной ипотеки на Арктику. Мы будем предоставлять ипотеку под 2% годовых. Остальную часть будет субсидировать федеральный бюджет. Льготную ипотеку могут получить молодые люди в возрасте до 35 лет. В перспективе мы готовы увеличить возрастную планку для людей, работающих по наиболее актуальным для регионов специальностям. Мы сейчас механизм запустим, а потом отрегулируем его в зависимости от спроса и желания людей. Отмечу, что на Дальнем Востоке этой поддержкой воспользовались уже более 70 тысяч семей. Уверен, что такая программа будет востребована и в Арктике. Пока мы планируем до конца 2030 года выдать более семи тысяч льготных кредитов на более чем 35 миллиардов рублей, – сообщил Юрий Трутнев.

Внедрение арктической ипотеки поможет повысить доступность жилья для людей, живущих на Крайнем Севере, и существенно стимулирует строительный рынок.

Пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области