ЗАКОНЫ
13:08 / 25 марта 2021
228

15 областных законов принято на состоявшейся сессии областного Собрания

Всего в ходе сессии рассмотрено 27 законопроектов. 23 проекта областных законов инициированы губернатором и правительством области, один проект областного закона – губернатором области совместно с депутатом областного Собрания Иваном Новиковым и три – депутатами областного Собрания.

15 областных законов приняты во втором чтении: 13 из них внесены губернатором и правительством области, два – депутатом областного Собрания Игорем Чесноковым, в ближайшее время документы поступят для подписания главе региона.

Шесть областных законов, внесенных губернатором и правительством, утверждены сразу в первом и втором чтениях.

11 проектов областных законов будут рассмотрены во втором чтении на сессии областного Собрания 21 апреля. Из них 10 проектов внесены губернатором области, один документ – губернатором совместно с депутатом Иваном Новиковым.

Расширение налоговых льгот для ТОСЭР

Такой законопроект принят сразу в двух чтениях. Им установлены пониженные налоговые ставки по единому сельскохозяйственному налогу и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для резидентов территории опережающего социально-экономического развития. На территории области действует ТОСЭР «Онега». Резидентами ТОСЭР по состоянию на начало текущего года были две организации, реализующие инвестиционные проекты в сфере туризма и организации семейного отдыха.

По единому сельскохозяйственному налогу пониженные налоговые ставки областным законом определены: в размере 1% – в течение первых пяти налоговых периодов; в размере 3% – в течение последующих пяти налоговых периодов.

По налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налоговые ставки областным законом определены в размере: в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов: в размере 5% – в течение первых пяти налоговых периодов и 7,5% – в течение последующих пяти налоговых периодов; в случае если объектом налогообложения являются доходы: в размере 1% – в течение первых пяти налоговых периодов и 3% - в течение последующих пяти налоговых периодов.

Указанные льготные ставки применяются при одновременном выполнении требований, установленных областным законом.

Со слов заместителя министра экономического развития, промышленности и науки области Евгении Шелюк, объем налоговых расходов в связи с установленными льготами по УСН оценивается в 8,7 млн руб.

Льготы по транспортному налогу для многодетных семей станут бессрочными

Такой законопроект подготовлен областным министерством труда, занятости и социального развития совестно с правовым департаментом администрации губернатора и правительства области.

Законопроект принят сразу в двух чтениях и освобождает многодетные семьи с 1 января 2020 года от уплаты транспортного налога, независимо от исчисления данного налога. Объем налоговых расходов областного бюджета в связи с предоставлением данных льгот в 2021 году оценивается в сумму более 11,7 млн руб.

Ранее эта льгота была по инициативе губернатора области Александра Цыбульского предоставлена многодетным семьям в отношении транспортного налога, исчисленного за 2019 год. Теперь по инициативе главы региона льгота станет бессрочной. По состоянию на 1 января 2021 года на учете в областном центре социальной защиты населения состоит 11 379 многодетных семей.

Исполняющий обязанности министра труда, занятости и социального развития области Федор Терентьев также пояснил, что областным законом вводится беззаявительный механизм предоставления льготы по транспортному налогу для иных налогоплательщиков – физических лиц.

Новые расходы областного бюджета и бюджета ТФОМС на приоритетные направления

В первом и втором чтениях приняты изменения в областной бюджет на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Министр финансов области Елена Усачева в ходе своего выступления обратила особое внимание на отдельные вопросы:

расходы на программу переселения граждан из аварийного жилья увеличены на 1625,5 млн рублей за счет остатков средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на 1 января 2021 года (в размере 939 млн руб.) и дополнительных поступлений от данного фонда в 2021 году (в размере 686,5 млн рублей);
по соглашению с Газпромом в областной бюджет 2021 года включены дополнительные безвозмездные поступления в сумме 392 млн рублей и 3 млн рублей за счет неизрасходованных остатков на начало года;
предельный размер государственного долга снижен на 1 653 млн рублей за счет прогнозируемых дополнительных доходов в сумме 1 150 млн рублей и на 503 млн рублей по причине того, что фактический госдолг на 1 января 2021 года сложился в меньшем объеме, чем прогнозировалось на 2021 год.

Программа заимствований также снижена на 1 150 млн рублей за счет прогнозируемых дополнительных доходов.

В двух чтениях приняты корректировки бюджета территориального фонда ОМС на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Они представлены директором территориального фонда Натальей Ясько.

Совершенствуется бюджетный процесс

Во втором чтении по данному вопросу принят областной закон, подготовленный правовым департаментом. Документом предусмотрена возможность проведения наряду с публичными слушаниями общественных обсуждений по проекту областного бюджета и проекту годового отчета об исполнении областного бюджета.

Общественные обсуждения проводятся в режиме видео-конференц-связи. Определена процедура проведения и подведения итогов общественных обсуждений. Правительство области организует проведение общественных обсуждений. К основаниям их проведения отнесено введение на территории области режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, ограничительных мероприятий (карантина), чрезвычайного или военного положения.

Крайний срок проведения слушаний (обсуждений) – не позднее чем за десять дней до рассмотрения областным Собранием проектов указанных законов.

Областным законом усовершенствованы процедуры проведения публичных слушаний по указанным проектам.

Также в соответствии с областным законом основные направления бюджетной и налоговой политики области утверждаются постановлением правительства области.

Скорректированы иные бюджетные полномочия правительства области по принятию решений о предоставлении субсидий юридическим лицам. В частности, расширен перечень организаций, которым могут быть предоставлены субсидии из областного бюджета.

Новый механизм определения прожиточного минимума

Такой областной закон принят во втором чтении. Он разработан министерством труда, занятости и социального развития области совместно с правовым департаментом.

Изменения обусловлены федеральным законом, которым предлагается отказаться от подхода к расчету величины прожиточного минимума на основании потребительской корзины и взять за основу такого расчета коэффициент региональной дифференциации. Данный коэффициент рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по России и величины прожиточного минимума на душу населения в области в порядке, установленном Правительством России.

На 2021–2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения величины прожиточного минимума на душу населения в области, установленного на 2021 год, до величины прожиточного минимума на душу населения в области, рассчитанного с учетом коэффициента региональной дифференциации.

Величина прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая в области с учетом новых подходов, используется в том числе в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии. На 2021 год величина прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии определяется постановлением правительства области в размере 12 014 рублей, поскольку такая величина установлена с 1 января 2021 года областным законом.

Упрощенный порядок предоставления земельных участков для ветеранов боевых действий

Такой проект закона принят в первом чтении. Им предлагается ввести упрощенную процедуру предоставления ветеранам боевых действий земельных участков, находящихся в публичной собственности, в аренду (без проведения торгов).

Таким правом граждане вправе воспользоваться при следующих условиях:

приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства;
признание ветерана боевых действий нуждающимся в жилом помещении;
однократность предоставления земельного участка конкретному ветерану;
согласие ветерана боевых действий на заключение договора аренды;
предоставление земельного участка в границах муниципалитета, где ветеран поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Министр имущественных отношений Ирина Ковалева отметила, что в настоящее время на территории области проживает 12 728 ветеранов боевых действий. Из них 261 нуждается в улучшении жилищных условий.

Процедура присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области» станет проще

В первом чтении поддержаны изменения, направленные на совершенствование процедуры присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области».

Согласно этим изменениям, лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», по своему выбору вправе представить заявление и документы: непосредственно в областное учреждение социальной защиты по месту жительства самостоятельно или через представителя; заказным почтовым отправлением; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо региональный портал государственных и муниципальных услуг или Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Со слов Федора Терентьева, в настоящее время указанные документы подаются гражданами лично и непосредственно в учреждение по месту жительства. По его мнению, реализация таких изменений позволит значительно упростить в целом для граждан процедуру присвоения указанного звания.

Граждане смогут получить удостоверение областного ветерана труда также через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Дополнительное образование для женщин в декрете

Речь идет об обучении женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Изменения в областной закон по данному вопросу поддержаны во втором чтении.

Они подготовлены правовым департаментом и позволяют реализовать право на получение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) по месту пребывания. До этого женщины вправе были реализовать такое право только по месту жительства.

Социальная поддержка граждан – собственников жилых помещений, проживающих в аварийных домах

Сразу в двух чтениях принят областной закон, направленный на обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Данным законом введен механизм предоставления выплаты собственникам жилых помещений в аварийном жилищном фонде субсидии на строительство или приобретение жилых помещений за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Им определены условия предоставления такой субсидии:

отсутствие у собственников на дату признания многоквартирного дома аварийным иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, находящихся в их собственности либо занимаемых на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;
обеспечение Архангельской области средствами финансовой поддержки от Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

На данную поддержку вправе рассчитывать собственники жилых помещений в МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года. Именно на такой период предусмотрено предоставление средств указанного фонда.

Поскольку переселение граждан из аварийного жилищного фонда – это прежде всего задача органов местного самоуправления, областным законом органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению собственникам жилых помещений в аварийных домах указанной субсидии. Предусмотрен механизм расчета объемов субвенций местным бюджетам на осуществление данных полномочий. Контроль за реализацией этих полномочий осуществляет областное министерство ТЭК и ЖКХ.

Министр ТЭК и ЖКХ области Дмитрий Поташев обратил внимание на то, что на финансирование реализации указанных изменений в областной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы» предусмотрены средства в размере свыше 220 млн руб. Они получены за счет финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Изменения в сфере образования

С таким законопроектом, принятым в первом чтении, выступил министр образования области Олег Русинов.

Согласно законопроекту, обучающийся, не прошедший индивидуальный отбор при приеме (переводе) в образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, имеет право продолжить обучение в тех же образовательных организациях.

В случае отсутствия в них классов без углубленного изучения либо иного профиля обучения, свободных мест в этих классах учредитель такой организации обеспечивает устройство ребенка в другие территориально доступные образовательные организации. Это позволит реализовать правовую позицию Конституционного Суда России в части гарантий права на образование, изложенной в Постановлении от 23 июля 2020 года №39-П.

Исключается норма о возможности проведения с пятого класса индивидуального отбора при приеме либо переводе в образовательные организации для получения среднего общего образования в классы с углубленным изучением. Она не соответствует федеральному образовательному стандарту среднего общего образования, утвержденному Министерством образования и науки России.

Питание детей в детских лагерях

Областным законом, принятым во втором чтении, предлагается в отдельных областных законах, регулирующих вопросы питания детей в детских лагерях, использовать понятие «питание детей» вместо понятия «набор продуктов питания для детей».

Это обеспечит приведение терминологии этих законов в соответствие с терминологией, применяемой в федеральных законах. Данный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.

Это позволит актуализировать нормативы питания детей и согласовать с муниципалитетами размеры субвенций для реализации органами местного самоуправления государственного полномочия по питанию детей в летних лагерях.

Совершенствование государственного управления

Изменениями, поддержанными во втором чтении, урегулированы вопросы создания, реорганизации, переименования и упразднения исполнительных органов власти. Эти изменения подготовлены правовым департаментом с учетом сложившейся практики.

Скорректированы полномочия операторов государственных и муниципальных информационных систем при использовании квалифицированной электронной подписи в таких системах.

Ответственность в сфере обращения с безнадзорными животными

Областной закон об административной ответственности в данной сфере принят во втором чтении. Им введена административная ответственность за нарушение требований областного порядка осуществления деятельности в сфере обращения с безнадзорными животными и организации деятельности приютов для животных.

К примеру, к административной ответственности сейчас будут привлекаться за отлов безнадзорных животных неуполномоченными лицами, несвоевременный отлов таких животных, за нарушение порядка хранения документации в отношении безнадзорных животных, нарушение минимальных требований к организации деятельности приютов для животных и требований к предельному количеству животных в приютах.

Полномочиями по составлению протоколов по указанным административным составам наделена региональная инспекция по ветеринарному надзору.

Принятие такого областного закона – завершающий этап реализации концепции федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части обеспечения исполнения установленных на областном уровне обязанностей лицами, осуществляющими деятельность по обращению с безнадзорными животными, посредством введения на уровне региона административной ответственности.

Совершенствование законодательства в сфере местного самоуправления

Поддержаны во втором чтении изменения, направленные на развитие местного самоуправления, обусловленные принятием трех федеральных законов.

Муниципальные служащие и другие работники органов местного самоуправления, увольняемые в связи с ликвидацией таких органов вследствие создания муниципальных округов, вправе получить выплату среднего месячного заработка за период трудоустройства или единовременную компенсацию. В настоящее время они имеют право только на средний месячный заработок на период трудоустройства.

Праву глав поселений, председателей и депутатов представительных органов муниципальных районов и поселений на единовременную компенсацию в случае их избрания в представительный орган муниципального округа придана обратная сила (с 1 января 2021 года).

Создана правовая основа для проведения схода граждан на части территории населенного пункта по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на этой территории.

Оценка регулирующего воздействия в отношении проектов муниципальных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций на период действия режимов чрезвычайных ситуаций, не проводится.

Упрощается строительство газопроводов

В первом и втором чтениях принят областной закон, которым дополнен установленный областным законом перечень случаев, при которых выдача разрешений на строительство не требуется, новым случаем – строительство, реконструкция объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 МПа включительно.

По мнению Дмитрия Поташева, реализация указанного закона исключит избыточные процедуры согласования в связи с оформлением соответствующих прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности, обусловленные строительством газопроводов, и, как следствие, значительно снизит сроки строительства таких объектов и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Создается основа для комплексного развития территорий

В первом чтении поддержаны комплексные изменения в отдельные областные законы в сфере градостроительной деятельности. Ими вводится правовая основа для комплексного развития территорий в области. Правительство области и иные исполнительные органы региональной власти наделяются широкими полномочиями в данной сфере.

Заместитель руководителя администрации – директор правового департамента Игорь Андреечев отметил, что это позволит создать необходимые условия для застройки населенных пунктов прежде всего многоквартирными домами и объектами социальной, коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и, как следствие, улучшить жилищные условия граждан, переселяемых из аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу или реконструкции.

Изменения в сфере имущественных и земельных отношений

Изменения касаются проведения комплексных кадастровых работ за счет средств областного бюджета, а также за счет внебюджетных средств.

Из областного закона о приватизации областного имущества исключены положения, предусматривающие применение минимального размера оплаты труда для целей, не связанных с трудовыми правоотношениями.

Новые меры в сфере пожарной безопасности

В первом чтении приняты изменения в сфере пожарной безопасности. Они представлены Игорем Андреечевым. Правительство области утверждает перечень населенных пунктов, подверженных угрозе природных пожаров, а также ежегодный перечень территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства и огородничества, подверженных угрозе пожаров.

С 1 января 2022 года к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов отнесены обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах данных муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов, создание муниципальной пожарной охраны.

На период действия особого противопожарного режима в области население может привлекаться для профилактики пожаров вне границ населенных пунктов. Это дополнительное требование пожарной безопасности.

Правовая основа обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112

В данной части внесены изменения в областные законы, разграничивающие полномочия органов региональной и муниципальной власти. Они обусловлены принятием и вступлением с 1 января 2022 года аналогичного федерального закона.

Законодательство в сфере охраны окружающей среды и охоты

Изменения в данной сфере приняты в первом чтении. Они подготовлены с учетом изменений федерального законодательства.

Согласно указанным изменениям, губернатор области вместо параметров осуществления охоты определяет ограничения охоты в случаях, предусмотренных правилами охоты. К таким ограничениям, к примеру, отнесено определение сроков охоты, допустимых для использования орудий охоты. Такие ограничения должны быть предварительно согласованы с Росприроднадзором.

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса осуществляет прием данных учета используемых объектов животного мира пользователями животным миром и объемов их изъятия. Исключается полномочие министерства по осуществлению государственного учета численности объектов животного мира. Данный учет ведется министерством в рамках государственного мониторинга объектов животного мира.

В соответствии с правками, порядок ведения, издания и распространения Красной книги Архангельской области в отношении охотничьих ресурсов устанавливается с учетом положений федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды, федерального закона «О животном мире», а также законодательства области в сфере охраны окружающей среды.

Сельское хозяйство, производство и оборот алкогольной продукции

В первом чтении приняты комплексные изменения, направленные на развитие сельского хозяйства, производства и оборота алкогольной продукции в регионе.

Законопроектом вносятся изменения в областной закон «О пчеловодстве» в связи с принятием базового федерального закона в этой сфере.

Корректируются основные направления государственной поддержки сельского хозяйства. Расширяется круг субъектов, получающих кредитные средства и консультационную помощь в сфере агропромышленного комплекса.

Уточняется компетенция регионального министерства агропромышленного комплекса и торговли в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

Физическая культура и спорт

В первом чтении принят законопроект, предусматривающий приведение областного закона «О физической культуре и спорте в Архангельской области» в соответствие с изменениями федерального законодательства в указанной сфере.

Законопроектом значительно расширены полномочия правительства области, министерства по делам молодежи и спорту региона, а также скорректированы полномочия органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта.

Правительство области устанавливает порядок разработки программ развития видов спорта в области, принимает решения о создании региональных центров спортивной подготовки, согласовывает предложения о проведении на территории области международных официальных физкультурных мероприятий.

Министерство по делам молодежи и спорту области утверждает программы развития видов спорта в области и участвует в их реализации, ежегодно формирует и утверждает перечень значимых официальных физкультурных и спортивных мероприятий, проводимых на территории области, участвует в организации и проведении международных физкультурных мероприятий среди студентов на территории региона.

Молодежная политика

Законопроектом, внесенным губернатором области совместно с депутатом Иваном Новиковым и принятым в первом чтении, предлагается внести в областные законы «О молодежи и молодежной политике в Архангельской области» и «О поддержке молодых талантов в Архангельской области» комплексные изменения. Они обусловлены Федеральным законом от 30 декабря 2020 года №489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».

Законопроектом корректируются полномочия органов региональной власти и органов местного самоуправления в сфере молодежной политики, а также предусмотренные областным законом основные направления молодежной политики.

«Правительственные часы»

В рамках «правительственных часов» министром агропромышленного комплекса и торговли области Ириной Бажановой представлена информация о реализации государственной программы области «Комплексное развитие сельских территорий», а исполняющим обязанности министра здравоохранения региона Александром Герштанским – информация о состоянии зданий и сооружений областных медицинских организаций и реализации мероприятий по их строительству и капитальному ремонту в 2020 и 2021 годах.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области

Похожие материалы

Грант
БДД
Предложите новость
CAPTCHA
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.